Печать

Вопрос: Необходимо ли выносить на публичные слушания проекты муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы благоустройства территорий наряду с иными вопросами?

Ответ : В соответствии с п.3 ч.3 ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» проекты правил благоустройства подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

С учетом положений главы 7 указанного Федерального закона «правила благоустройства» следует понимать в данном контексте не как отдельный вид муниципального правового акта (по форме и по содержанию), а как требования к благоустройству территории, где бы они содержались.

Вопрос: Если в представительный орган муниципального образования внесено несколько альтернативных проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования, то какой из проектов должен выноситься на публичные слушания?

Ответ: Частью 1 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан.

Кроме того, уставом муниципального образования право внесения указанных актов может быть предоставлено и иным субъектам правотворческой инициативы.

При этом следует исходить из того, что если по одному и тому же вопросу внесено несколько проектов, они все должны быть рассмотрены без предоставления какого- либо процедурного преимущества одному из них.

Это в равной степени касается и проведения публичных слушаний.

Если в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.28) их проведение является обязательным, на обсуждение жителей должен быть вынесен каждый из имеющихся на рассмотрении представительного органа муниципального образования проектов (вопросов).

Вопрос: Структура местной администрации утверждена решением представительного органа муниципального образования. Является ли указанное решение нормативным правовым актом?

Ответ: Отнесение конкретного акта к числу нормативных зависит от характера содержащихся в нем положений и осуществляется по результатам анализа его текста. При этом не исключается наличие в одном и том же акте как нормативных, так и ненормативных положений и, соответственно, смешанный характер самого акта.

В Постановлении Пленума Верховного Суда от 29.11.2007 №48 «О практике применения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в качестве существенных признаков, характеризующих нормативный правовой акт, определены следующие: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Из вопроса следует, что структура местной администрации утверждена решением представительного органа муниципального образования.

Статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» регламентирование данного вопроса отнесено к полномочиям представительного органа муниципального образования. Следовательно, решение издано управомоченным органом.

Решение не обладает индивидуальным правовым характером, следовательно, его действие распространяется на неопределённый круг лиц. Действие во времени данного решения не ограничено.

Таким образом, решение представительного органа об утверждении структуры местной администрации обладает всеми признаками нормативного правового акта.

Вопрос: Порядок вступления в силу муниципальных правовых актов?

Ответ: В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-Закон) муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Согласно ст.47 Закона муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Вопрос: Глава муниципального образования подписал принятый представительным органом местного самоуправления муниципальный правовой акт, которым вносились изменения в устав муниципального образования. В течении 10 дней новая редакция была опубликована в уполномоченном средстве массовой информации. С какого момента новые положения устава будут считаться вступившими в силу?

Ответ: В соответствии с п.6 ст.8 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Таким образом, главой муниципального образования была пропущена важная стадия порядка внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, а именно, перед опубликованием (обнародованием) не была произведена государственная регистрация нового устава. Поэтому новые положения устава вступят в силу лишь после прохождения всех предусмотренных федеральным законом необходимых процедур.