Печать

Надзорная практика прокуратуры и антимонопольных органов свидетельствует о распространенности случаев сговора участников торгов при государственных и муниципальных закупках. В результате добросовестные участники теряют шанс заключить выгодный контракт, а заказчики платят по завышеным ценам.

Ограничивающие конкуренцию соглашения между участниками торгов прямо запрещены ст.11 Федерального закона «О защите конкуренции». В зависимости от последствий данных действий для участников картелей предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

О наличии противоправного соглашения по ограничению конкуренции может свидетельствовать ряд обстоятельств.

Основным из них является минимальное снижение цены по итогам закупки. К примеру, при проведении торгов заявки на участие в них подаются только членами картеля. Как правило, при отсутствии заявок других компаний предложение на торгах делает только один из участников, что приводит к минимальному снижению цены. Многократное повторение подобной ситуации с теми же организациями может служить основанием для обращения в ФАС или прокуратуру.

Когда члены картеля ожидают появления конкурентов, часто применяется так называемая тактика «таран». Заявки обычно направляют от трех организаций. Одна из них подает на торгах первое предложение. Остальные торгуются между собой, резко снижая цену, что делает бессмысленным участие добросовестных компаний. При рассмотрении вторых частей заявок заказчик вынужден отстранить от участия компании, снижавшие цены, поскольку в их заявках намеренно допущены ошибки. В результате контракт заключают с членом картеля, который сделал предложение с минимальным снижением цены.

На наличие сговора может указывать совпадение в заявках контактных данных участников, описания предлагаемых товаров, работ или услуг, если текст не был заимствован из стандартов или документации, адресов государственной регистрации, руководителей и учредителей.

Использование участниками одного IP-адреса при подаче заявок - также один из самых распространенных поводов для обвинения в картельном сговоре. К таким выводам приходят как органы контроля, так и суды.

Органом государственного контроля, уполномоченным на рассмотрение случаев картельных сговоров, является Федеральная антимонопольная служба. В случае извлечения участниками картеля крупного дохода в размере, установленном ст.178 УК РФ, данные действия могут служить предметом проверок, проводимых правоохранительными органами.

Управление по надзору за исполнением федерального законодательства

Возврат к списку