Печать

В целях исполнения комплекса правовых, организационных и профилактических мер по минимизации выявленных коррупционных рисков при осуществлении гражданскими служащими ФАС России контрольно-надзорных функций, а также в целях исключения каких-либо нарушений, которые можно квалифицировать как коррупционные, при осуществлении гражданскими служащими ФАС России проверок, приказом ФАС России от 30.03.2018 № 420/18 утверждены методические рекомендации.

В документе закреплены основные понятия, правила поведения гражданских служащих при проведении проверок, виды ответственности гражданских служащих за несоблюдение требований антикоррупционного законодательства и совершение коррупционных правонарушений.

Согласно методическим рекомендациям гражданский служащий должен совершенно точно понимать основные нормы антикоррупционного законодательства и обязанности, которые на него в связи с этим возлагаются, знать все нормативно-правовые акты ФАС России (приказы ФАС России), предусматривающие те или иные действия гражданского служащего для исполнения законодательных норм.

К коррупционным преступлениям относится: злоупотребление должностными полномочиями; дача взятки; получение взятки; посредничество во взяточничестве; незаконное участие в предпринимательской деятельности; служебный подлог.

Действия должностного лица квалифицируются как получение взятки, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия, и при этом он использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Гражданский служащий должен знать, что в соответствии с российским законодательством под вымогательством взятки понимается не только требование должностного лица дать взятку, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (лица), но и заведомое создание условий, при которых гражданин (лицо) вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.

Кроме того, совершение определенных действий, таких как: получение подарков, посещение ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего или работника, оформление льготных кредитов в проверяемой или аффилированной с нею финансовой организации и т.д. может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.

Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки, либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, является неприемлемым для гражданского служащего, поскольку заставляет усомниться в его объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.

Для предупреждения подобных негативных последствий гражданским служащим следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, в частности, воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку, или как просьба о даче взятки.

Поведение гражданского служащего должно быть корректным, не связанным с проявлением высокомерия, грубости, неуважительного отношения к человеку, не допускающим оскорблений, угроз в его адрес.

Также установлены действия члена инспекции после предложения взятки.

Так, необходимо уведомить представителя нанимателя, правоохранительные органы о случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, в том числе предложение взятки.

При получении гражданским служащим предложения о совершении коррупционного правонарушения он обязан незамедлительно, а если указанное предложение поступило вне служебного времени, незамедлительно при первой возможности уведомить представителя нанимателя о склонении к коррупционному правонарушению.

Руководитель инспекции, члены инспекции должны избегать ситуации, когда гражданский служащий остается один на один с проверяемым субъектом, что может явиться основанием для обвинения гражданского служащего в неправомерных действиях, совершения в отношении него провокационных действий, в том числе и коррупционного характера.

Руководитель инспекции должен предпринять все возможные меры для осуществления аудио- и видеофиксации хода проверки в случае, если такая необходимость возникнет.

Гражданский служащий в ходе проверки, до подписания соответствующего акта, не должен публично высказывать свои суждения по поводу результатов проверки, установленных в ходе проверки фактов, если это не входит в его должностные обязанности.

Гражданский служащий должен понимать, что за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей налагаются следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.

Кроме того, гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности; вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции

Возврат к списку