Печать

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

К учреждениям дополнительного образования относятся различные музыкальные, спортивные и художественные школы, центры культуры и отдыха, школы искусств, образовательные учреждения в области повышения квалификации, профессиональной переподготовки и другие.

Пронизывая все уровни общего и профессионального образования, дополнительное становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.

Учитывая возрастающую его роль в России, распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей, рассчитанная до 2020 года.

Как указано в данной Концепции дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направлено на социальное и профессиональное самоопределение, реализацию личных жизненных замыслов и притязаний.

К числу значимых ожидаемых результатов от реализации мероприятий Концепции относятся: увеличение до 75 процентов детей, посещающих учреждения дополнительного образования; реализация моделей адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми; обеспечение высокого качества и обновляемости дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования.

Возможность получения дополнительного образования в России обеспечивается государственными (муниципальными) организациями, а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями.

При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ любая образовательная деятельность (в том числе в сфере дополнительного образования) подлежит лицензированию. Исключение составляет образовательная деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем самостоятельно без привлечения педагогических работников.

Как следует из положений ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

В этой связи, если образовательная деятельность осуществляется за счет государственного или муниципального финансирования, возложение на обучающихся обязанностей по финансированию расходов на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, в том числе под видом благотворительной помощи, является незаконным.

Оказание платных образовательных услуг регламентировано «Правилами оказания платных образовательных услуг», утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.2013№ 706.

Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам утверждена Приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185.

В договоре на оказание дополнительных платных образовательных услуг должна быть отражена их полная стоимость за весь период обучения и порядок оплаты.

Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Содержание дополнительного образования определяют образовательные программы, которые по общему правилу разрабатываются и утверждаются учреждениями дополнительного образования самостоятельно.

Отсутствие федеральных государственных требований либо образовательных стандартов к составлению программ в указанной сфере дает возможность гибко и оперативно обеспечивать соответствие квалификации человека меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

В силу ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ дополнительные образовательные программы подразделяются на общеобразовательные (общеразвивающие и предпрофессиональные программы) и профессиональные (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки).

Для прохождения обучения по программам дополнительного образования допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования (если иное не обусловлено спецификой образовательной программы), за исключением дополнительных профессиональных программ, к освоению которых допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры большинство учреждений дополнительного образования являются государственными или муниципальными. Среди них наиболее популярными являются учреждения спорта, затем – организации художественного и технического творчества.

Приказом Департамента образования и молодёжной политики автономного округа от 06.03.2014 № 229 утверждена Концепция дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Кроме того, в рамках Государственной программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 09.10.2013 № 413-п, предусмотрены мероприятия, направленные на формирование современных управленческих и экономических механизмов в системе дополнительного образования детей.

Отличительной особенностью региона является активное использование и внедрение «пилотных» проектов в сфере дополнительного образования детей: это и создание сети детских технопарков, предоставление на конкурсной основе сертификатов дополнительного образования, на основании которых дети могут бесплатно посещать выбранные ими секции или кружки. Внимание властей уделено и работе с одаренными детьми.

Только в 2016 году объем финансирования реализации таких проектов составил свыше 100 млн. рублей.

По вопросам, связанным с нарушением законодательства в сфере дополнительного образования, граждане вправе обратиться в Службу по контролю и надзору в сфере образования автономного округа либо в прокуратуру автономного округа.

Аппарат прокуратуры округа. Отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних                                                        

Возврат к списку